Становление архитектуры в истории

история архитектурыЧеловек строит с давних времен. Археологи отыскивают остатки жилых строений, которые относятся к временам раннего каменного века – палеолита, то есть, построены приблизительно за 40-30 тысяч лет до нашего времени. Результатом строительной деятельности человечества, которое развивалось и совершенствовалось на протяжении всей его истории, и является то, что мы называем архитектурой: сооружения, группы сооружений, поселки, города.
В архитектурном окружении, в самых разнообразных архитектурных сооружениях проходит вся личная и общественная жизнь человека, а также его трудовая деятельность. Архитектура удовлетворяет материальные и духовные, в том числе – эстетические потребности общества и, таким образом, представляет собой единство материальной культуры и искусства. 

Архитектура – латинское слово, которое, в свою очередь, происходит от греческого слова архитектор, возникшее до античных времен и означающее – начальник над плотниками, то есть главный строитель. Именно тогда, в античную эпоху римский архитектор Витрувий писал, что при строительстве всех сооружений необходимо всегда иметь в виду их прочность, полезность и красоту.

архитектура

Полезность, прочность и красота. Если вдуматься в эти слова, в них уже содержится ответ на вопрос о главных сторонах архитектуры, о ее основах. И правда, разве не полезность является первой основой архитектуры? Ведь все сооружения строятся потому, что это вызвано потребностями общественной жизни. Но для того, чтобы построить здание определённого назначения и стиля, нужно уметь строить, иметь строительные орудия и материалы, рабочую силу, то есть технические способы строительства. Поэтому строительная техника определяет вторую – конструктивную основу архитектурного сооружения – прочность. И, наконец, третья основа – эстетическая. Бесспорно, качество дома, прежде всего, заключается в его удобстве и прочности. В нем можно жить, если он и некрасивый. Однако люди издревле украшают свои жилища внутри и снаружи, а также улицы городов или сел. Эта, третья, эстетическая сторона архитектуры неразрывно связана с двумя первыми и составляет необходимую предпосылку для оценки качества сооружений.

архитектура стриотельство

На раскопках поселений времен палеолита архитекторы находят украшения, которыми первобытный человек украшал свое жилище. Однако человечеству нужно было пройти долгий исторический путь, прежде чем творческая сторона архитектуры в строениях приобрела определенное выражение. Это произошло в классовом обществе, когда цари и служители культа стали использовать художественные черты архитектуры для влияния на массы порабощенных людей. Далее идейный смысл выдающихся архитектурных произведений всегда обусловливался особенностями общественной жизни эпохи. Так, в ансамбле афинского Акрополя с непревзойденным художественным совершенством были отражены идеи античной рабовладельческой демократии и нового положения Афин, которые стремились удержать свою гегемонию над Элладой после греко-персидских войн. В готических соборах европейских стран нашла сове выявление идеология феодальных времен. А в пышных ансамблях сооружений времен Людовика XIV во Франции была отражена идея абсолютной власти.

городские здания
Однако не все архитектурные сооружения в одинаковой степени являются произведениями искусства. Как писал известный итальянский архитектор и теоретик архитектуры времен Возрождения Леон Баттиста Альберти, «архитектура постигла едва ли не бескрайнее число предметов. Так как одни сооружения гражданские, другие частные, одни священные, другие светские. Одни сооружаются для пользы и потребностей, другие – для украшения городов, третьи – для разнообразных удовольствий».
В архитектуре всегда отображаются все стороны общественной жизни определенной исторической эпохи со всеми ее характерными чертами и разногласиями.

музей в дрездене

Поделиться